• К 188-й годовщине со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889) Президентская библиотека представляет редкие материалы о жизни писателя и революционера, позволяющие проследить его духовное становление и развитие. На формирование мировоззрения Чернышевского особенно повлияли французские философы-социалисты. Стремление перенести их соображения на российскую почву и понять, как ценой меньшей крови освободить народ от крепостничества и при дальнейшем развитии прийти к социализму, трансформируя общинный уклад, уходя от «язв капитализма», во многом обусловило характер теоретических изысканий мыслителя.

    В фонде Президентской библиотеки хранится электронная копия издания «Историко-революционная библиотека. Кн. 30. Н. Г. Чернышевский», где опубликованы «Примечания Чернышевского к переводу «Введения в историю XIX века» Гервинуса». Как показывают пометки на полях рукописи, молодой Николай Чернышевский отнюдь не бесстрастно комментировал автора, обладая в высшей степени самостоятельным взглядом на вещи.

    Деятельность Чернышевского в журнале «Современник» (в 1856–1862 годах), где были напечатаны его «Лессинг», «Капитал и труд», «Критика философских предубеждений против общинного владения», и восхищение ими со стороны революционно-демократической молодежи не прошли мимо внимания реакционных кругов тогдашней России. Николая Гавриловича арестовали без особого повода, поместили в Петропавловскую крепость, после чего осудили по сфабрикованному с помощью подложных документов делу, подвергли гражданской казни и сослали на 20-летнюю каторгу.

    Очерк Владимира Короленко о гражданской казни Николая Чернышевского, которая состоялась 19 мая 1864 года, читала вся думающая Россия: «Это пасмурное утро с мелким петербургским дождиком... черный помост с цепями на позорном столбе... фигура бледного человека, протирающего очки, чтобы взглянуть глазами философа на мир, как он представляется с эшафота... Да, это настоящий символ судеб и роли русской интеллигенции в тот период нашей общественности».

    В электронной копии книги И. Сверчкова 1927 года «Русские революционеры. Ч. 1» описано, что III отделение предполагало ослабить влияние «опасного агитатора» на молодежь, но из этого ничего не получилось. Из властителя дум Чернышевский превратился в народного героя, а написанный им в Петропавловской крепости роман «Что делать?» стал одним из самых востребованных текстов, хотя и был запрещен вскоре после публикации.

    Василий Розанов публичное отсечение писателя от общества, от «государственного строительства» расценил как преступление власти. Философ ставит Чернышевского в русской истории сразу за  Петром I: «Мы не наблюдаем еще натуры, у которой каждый час бы дышал, и каждая минута жила, и каждый шаг обвеян заботой об отечестве».

    Текст: Президентская библиотека
    Фото: liber.rsuh.ru
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5