• В зале Славы русского флота ЦВММ прошла церемония передачи музею после реставрации в Государственной Третьяковской галерее картины Алексея Боголюбова «Синопский бой». В год 320-летия российского регулярного флота, в канун празднования Дня ВМФ, масштабное полотно заняло в экспозиции место «Синопского боя» кисти Ивана Айвазовского, временно предоставленного для экспонирования Третьяковке, где в 29 июля откроется выставка, посвященная 200-летию прославленного мариниста.

    Судьба картины несколько трагична, но теперь все испытания для нее позади. Её автор -  Алексей Боголюбов (1824–1896 гг.) – один из известнейших художников-маринистов. По поручению императора Николая I он работал над темой Крымской войны. Литографии его рисунков были приняты как эскизы для картин, заказанных Министерством Императорского Двора. Один из них и лег в основу сюжета картины «Синопский бой». 18 ноября 1853 года», которая в 1860 г. экспонировалась в Белом зале Зимнего дворца. Затем - на персональной выставке Алексея Петровича в Академии художеств, посвященной Крымской войне.  Впоследствии «Синопский бой» Боголюбова находился в коллекции Эрмитажа. В 1929 году полотно А.П. Боголюбова было передано в Морское училище в здании Главного Адмиралтейства. В начале 1990-х годов при аварии отопительной системы училища, полотно получило серьезные  повреждения, и в 1995 году было передано в Центральный военно-морской музей. Долгие годы картина была недоступна широкой публике и исследователям, хотя  полотно достойно быть украшением любой музейной экспозиции.

    Синопское сражение – разгром турецкой эскадры Черноморским флотом во время Крымской войны – вошло в историю как последний крупный бой парусных флотов. Битва вдохновила не одного мастера кисти на написание героических полотен. В том числе - художника Главного морского штаба Алексея Боголюбова, который с документальной точностью изобразил исторические события – по описаниям очевидцев и по своим этюдам, сделанным в Синопе. Созданное Алексеем Боголюбовым полотно является одним из интереснейших  изображений Синопского боя со стороны турецкого берега и показывает разгар действий кораблей, турецкой береговой артиллерии, что не нашло отражения ни в одной из работ других художников-маринистов. Однако когда полотно попало к реставраторам, разглядеть детали картины было непросто.

    Картина Боголюбова – своеобразное зеркальное отражение полотна Айвазовского, отправившегося в  Третьяковку. Это полотно и другие музейные предметы из собрания Центрального военно-морского музея, безусловно, придадут выставке особый, петербургский колорит. Практически впервые на подобной художественной выставке будут демонстрироваться не только живописные полотна, но и модели изображенных на картинах кораблей, а также подлинные морские приборы, принадлежавшие прославленным русским флотоводцам. В итоге это представительное собрание составило 27 предметов, среди которых 12 живописных полотен и три модели кораблей.

28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1