• Воспоминаниями о своем прадеде поделилась Виолетта Трофимова.

    Знаменитый кораблестроитель академик А.Н. Крылов писал о корабельном мастере П.А. Титове: «Обладая редкой практической опытностью по всем частям кораблестроения, он не имел диплома даже сельской школы». К такому типу мастеров относился и Александр Никитич Умнов.
    А.Н. Умнов родился 29 августа 1882 года в Тверской губернии в бедной крестьянской семье. 30 мая 1896 года он поступил на Адмиралтейские верфи учеником судосборщика. В 1903 году вступил в строй крейсер «Аврора», построенный в деревянном эллинге Нового Адмиралтейства. В том же году Александр Никитич был призван в армию и вернулся на завод в 1909 году. Он работал сборщиком в корпусном цехе.
    Александр Никитич был поклонником женского образования. У него была любимая присказка: «Курсистки в стоптанных башмаках ходили». В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, он отправил на завод открытку с изображением фойе Московских Высших Женских Курсов. Александр Никитич мечтал, чтобы его дети получили высшее образование, но институт окончила только младшая дочь Валентина, моя бабушка. Она стала экономистом и проектировала судостроительные заводы. Две другие дочери работали на заводе вместе с отцом. Дочь Антонина умерла в блокадном Ленинграде.
    Александр Никитич пережил вместе с заводом все испытания первой половины двадцатого века: революцию 1917 года, когда завод бастовал, а на заводской плазе выступал В.И. Ленин, упадок начала 1920-х годов, когда в корпусном цехе оставалось всего 40 рабочих, репрессии 1930-х годов и, наконец, Великую Отечественную войну. С 1928 года он работал старшим контрольным мастером корпусного цеха, а в 1945 году перешел в ОТК.
    Александра Никитича называли «ходячей энциклопедией по кораблю». Он был внимательным, ответственным, требовательным работником, постоянно анализировал причины брака, оказывая большую помощь корпусному цеху, который после войны стал лучшим на заводе, а сам завод стал ведущим в отрасли. В это время строился крейсер «Орджоникидзе», где впервые был внедрен цельносварной корпус.
    В 1946 году по случаю пятидесятилетия работы на заводе А.Н. Умнов получил поздравительную телеграмму от Министра Судостроительной Промышленности СССР А. Горегляда, опубликованную в заводской газете «Мартиец» 1 июня 1946 года. Его премировали двухмесячным окладом и именными часами. Он имел и другие правительственные награды, в том числе Орден Ленина.
    Пользуясь огромным уважением коллектива, подготовив множество рабочих-корпусников, Александр Никитич Умнов скончался 9 октября 1950 года, ни одного дня не находясь на пенсии. Его хоронил весь завод.

27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31