• Что такое счастье?
    Невысокая ростом, худенькая, с задорным хвостиком, высоко завязанным на затылке, она сама кажется девочкой среди своих учениц. Но это только на первый взгляд. Любая её воспитанница  из хореографического ансамбля «Стимул» и Дома творчества «Измайловский», а их там более пятидесяти  человек, занимающихся в четырех возрастных группах, скажет, что Татьяна Викторовна Саранчина педагог настолько строгий и требовательный, что лениться, прогуливать занятия у неё нельзя. Да никто и не пытается, потому что девчонки летят к ней как на крыльях, потому что каждая встреча с этим педагогом  для них – праздник.

    Родом из детства.
    Так было в детстве и у самой Татьяны Викторовны, которая, живя в Тамбове,  с семи  до пятнадцати  лет занималась в Школе искусств шесть дней в неделю с половины третьего до восьми часов вечера. Помимо предметов хореографии - классического, народного, эстрадного танца, постановочной работы, в программу занятий входили уроки игры на фортепьяно, сольфеджио, знакомство с историей балета и слушание музыки. Через восемь лет, получив свидетельство об окончании Школы искусств, Татьяна продолжала там танцевать в старшем составе  ансамбля  до поступления в Санкт-Петербургский государственный университет культуры.
    Ещё учась на пятом курсе, она решила попробовать себя на педагогическом поприще, мечтая создать такой же коллектив, какой был в её детстве. Так в 2011 году Татьяна  оказалась в  Доме творчества «Измайловский»,  где ей предложили  заниматься с детьми хореографией в должности педагога дополнительного образования ДТ «Измайловский». Это по существу была проверка на профессионализм: сумеет ли заинтересовать детей, наладить образовательный  и творческий процесс, выдержит ли сложный ритм выпускного курса в университете с педагогической деятельностью.  Со всем эти Татьяна справилась весьма успешно – сказалась прекрасная школа, которую она прошла в детстве. Через два года работы в школе с двумя группами детей, ей дали возможность работать ещё с одной группой на базе Дома творчества «Измайловский». Это был  2013 год, в который, как считает Татьяна,  началось создание коллектива «Стимул», хорошо известного сейчас на районных и городских хореографических конкурсах.
    Название коллектива Татьяна объясняет так: «По словарю Ожегова, стимул – “это побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо для развития”. И определение это, на мой взгляд, идеально подходит к тому, чем мы занимается,  – к танцам. Ведь  танец – это побудительная причина стать красивой, грациозной, пластичной, физически здоровой. У того, кто танцует, есть заинтересованность, мотивация совершенствования собственного мастерства для больших свершений в своем развитии». Так что “Стимул” в нашем случае – это стремление к совершенству, будь то танец, учеба в школе, отношения между людьми».
    Кстати говоря, все участницы ансамбля или отличницы, или учатся только на четверки и пятёрки. Татьяна Викторовна объясняет это так: «Когда дети постоянно заняты,  у них нет времени смотреть все подряд по телевизору, часами сидеть в Интернете или  бесцельно бродить по улицам. Они  умеют рассчитывать свое время и успевать всё. Любое занятие, которое по душе ребёнку, стимулирует его,  мотивирует на ещё большие свершения,  хорошие дела. Многие девочки, помимо занятий в студии, посещают музыкальную школу, занимаются в различных секциях и студиях и успевают везде». Ну, а как же танцы?

    Задача педагога.
    Когда мы смотрим на сцену, где танцуют дети, все они кажутся нам почти одинаковыми. А вот приходят они в танцевальный коллектив абсолютно разные: у одних – отличная  природная растяжка: сразу и «на  шпагат» сели, и «коробочку» сделали, то есть, лежа на животе и прогнувшись, достали  пальцами ног до головы. А у других даже нет танцевального шага, не тянется подъем, не гнется спина – физические данные очень плохие. Но они пришли в хореографическую студию, уверенные, что научатся танцевать. Задача педагога – не обмануть их ожидания. Татьяна Викторовна уверена, что если всё правильно делать,  вызвать доверие ребёнка и его желание работать  –  всё получится.  И что это действительно так, подтверждает тот пример, что за все годы преподавания из групп Татьяны Викторовны не было отсева. А начинаются здесь занятия  с обучения классическому танцу – основы любой хореографии: с постановки  корпуса, работы над выворотностью ног, умения работать мышцами, держать  классические позиции. Ах, как она хотела делать со своими ученицами то, чему учили её саму в Школе искусств! То есть давать классический экзерсис, учить детей  правильно исполнять основы классического, народного, эстрадного танца,  умению держать себя на сцене.
    Все танцы Татьяна Викторовна ставит сама. Сначала отбирает музыку, обсуждает её с детьми, потом ищет для музыки выражение движением. Так рождается какой-то образ или сюжет, интересные хореографические приемы, на которых строится вся постановка. «Я считаю, что чем дольше дети буду детьми, тем лучше, – уверена Татьяна, – поэтому  я стараюсь найти образы светлые, весёлые, вызывающие добрую улыбку. В основном я сейчас ставлю танцы в эстрадном направлении, наверное, потому, что оно подразумевает игривость, свободную пластику, более свободное движение корпусом. И это детям очень нравится». А раз нравится, то и с удовольствием танцуют, получая на престижных конкурсах и фестивалях множество призов.

    Радость танца.
    Наверное, это особый дар – услышав музыку, выразить её в танце. Это хорошо понимают специалисты  – члены жюри различных хореографических конкурсов и фестивалей. Так что руководитель хореографического коллектива «Стимул» Дома творчества «Измайловский» Т.В. Саранчина при разборе показанных номеров не раз удостаивалась похвал членов жюри по поводу постановки того или иного танца: «Как вы догадались взять такой образ?».  «Это было смело и очень оригинально –  ввести такие хореографические приёмы!» Но, впрочем, пусть о танцах расскажут те, кто их исполняет:
    Варвара Воробьева: «Я очень люблю танец  «Весёлые магниты», где мы одеты кто в  черные, кто в серебряные костюмы, а всего нас двадцать магнитиков. Под весёлую ритмичную музыку мы то склеиваемся, то  отклеиваемся, составляем разнообразные фигуры – это  просто здорово!» На районном конкурсе хореографических коллективов  «Мой мир», проходившем в ноябре прошлого года, этот танец получил Диплом первой степени.  
    Анастасия Кузмичева: «А мой любимый танец «Что у Сони в рюкзаке?» Там главная героиня – Соня, возвратившись со школы, бросает рюкзак в сторону, как ненужную ей теперь вещь, и из ранца тут же высыпаются карандаши, шариковые ручки, учебники  и всякие другие школьные принадлежности, роль которых выполняют участники ансамбля. Соня ошеломлена, Соня кается в своем пренебрежении к своим помощникам. Впрочем, всё кончается очень хорошо, все помирились, все довольны». Довольны остались и члены жюри, присудив ансамблю за этот танец диплом лауреата второй степени на городском конкурсе «Танцующий Петербург».

    Участники ансамбля готовы рассказывать о каждом своем танце, мы же лишь перечислим наиболее значительные награды, которыми только в нынешнем учебном году была удостоена хореографическая студия «Стимул». Итак, Диплом первой степени VI Международного конкурса хореографических коллективов «Поедем в Царское село»; Диплом победителя районного смотра-конкурса хореографических и танцевальных коллективов Адмиралтейского района; Диплом первой степени IV Международного фестиваля современного хореографического искусства «Северная столица»; Диплом первой степени  районного конкурса хореографических коллективов «Мой мир»; Лауреат первой степени Всероссийских соревнований по современным танцевальным направлениям «Волна успеха»; Лауреат  второй степени городского конкурса хореографических коллективов «Танцующий Петербург».
    Есть среди них и совершенно особенные дипломы, которыми награждены самые юные воспитанники Татьяны Викторовны  из хореографического коллектива «Весёлые горошинки» Школы раннего развития Дома творчества «Измайловский». Этот коллектив третий год подряд занимает первое место на Городском смотре детского творчества детей дошкольного возраста «Мир моего детства».

    «Весёлые горошинки»
    Группу детей-трёхлеток Татьяна взяла в 2012 году. Честно признается, что было страшно: никакого опыта общения с малышами!  Первые занятия проходили  очень тяжело, дети плакали, просились к мамам. Но вскоре из-за дверей аудитории, где занималась Татьяна Викторовна, раздавался только детский смех да радостное повизгивание малышей.
    Администратор работы Школы раннего развития Елена Романовна Коновалова рассказывает: «Мы пригласили Татьяну Викторовну работать с малышами, потому что видели, как сильно её любят дети и не ошиблись. По её ученикам  видно, что они танцуют, её детей можно узнать по выправке, как они идут, как двигаются.  Татьяна Викторовна всегда работает на результат. Поставив цель, она всегда её добивается. Неистощима в придумывании танцев, все постановки – её собственные».
    Не секрет, что во многие студии идут «на педагога», так вот желающих отдать своих детей на обучение танцам к Татьяне Викторовне каждый год великое множество.
    Для трехлеток и четырёхлеток в Доме творчества «Измайловский»  ежегодно проходит новогодняя елка и праздник «Разноцветные шары», где они тоже выступают перед публикой. И для маленьких детей это тоже огромной важности событие: подготовка костюмов, репетиции, поездка с Рижского проспекта, дом 27, где проходят занятия, в главное здание Дома творчества «Измайловский» на улицу  Егорова, 26а.  А там перед концертом особая праздничная атмосфера, облачение в  концертный  костюм, грим, прическа, зрители, аплодисменты –  это все откладывается в подсознании детей как волнующий, волшебный праздник. И это очень здорово, потому что потом эти адаптированные, прекрасно подготовленные дети гармонично вливаются в состав хореографической студии «Стимул». И таких детей в её составе большинстве, не потому ли так успешны выступления этого коллектива? Ну а родители очень довольны тем, что их дети с раннего детства получают такое гармоничное развитие:
    «Моей дочери, Варваре, десять лет, пять из них  она занимается у Татьяны Викторовны, – рассказывает Воробьева Светлана Анатольевна. –  Начинала в Школе раннего развития «Веснушка» и продолжает сейчас танцевать в ансамбле «Стимул». Я считаю, что именно общение с Татьяной Викторовной,  её система преподавания, а главное – доброе сердце и полная отдача своему делу повлияли на то, что моя дочь  гармонично развивается,  она активна, самостоятельна, ответственна, занимается еще и в театральной студии и в хоровой, и танцами. И так в основном все воспитанники Татьяны Викторовны. Прекрасно то, что она учит их не только танцевать, но и умению общаться, чувствовать и понимать красоту, окружающего мира.
    «Дети очень любят Татьяну Викторовну, и она действительно полностью отдается своему делу, – говорит Кузмичева Наталья Владимировна. – Помимо занятий, Татьяна Викторовна создала такую обстановку в коллективе, что он каждым ребёнком воспринимается как большая дружная семья. Здесь регулярно устраиваются праздники, капустники, танцевальные вечера с чаепитием. Уже два раза студия в полном составе выезжала  на летних каникулах  в лагеря отдыха под Зеленогорском –  в «Зарю» и в «Солнечное».
    «Татьяна Викторовна – активный творческий человек, – делится своим впечатление от посещения открытого урока этого педагога  Харитонова Влада Юрьевна  – мама Леоны,  занимающийся у Саранчиной. – Какие замечательные танцы она придумывает! Вспомнить хотя бы танец для малышей-пятилеток «У жирафа пятнышки везде»!  Это же прелесть что такое! Или любимый всеми танец «Робот Бронислав»!  Но больше всего меня поражает в Татьяне Викторовне то, что она не признает границ в стремлении дать своим воспитанницам как можно больше знаний. Представьте себе: она даже водила свой коллектив на экскурсию в музей-квартиру Самойловых!

    Ну, а что думает сама Татьяна Викторовна о своей работе?
    «Каждый день я ухожу домой с чувством наполненности, потому что мои дети узнали и сделали что-то новое, и каждый день я вижу результат своего труда. Я думаю, что это и есть истинное счастье».
    Текст: Лариса Виноградова, методист Дома творчества «Измайловский»
    Фото: ДТ "Измайловский"
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4