• Известно, что детей всегда привлекает всё яркое, необычное. И когда в 2013 году в Доме творчества «Измайловский» во время проведения Дней открытых дверей школьники увидели, как, словно по волшебству, возникают под руками Анастасии Васильевны Полубояровой картины из песка, многие выразили страстное желание этому научиться. Так в нашем учреждении появилась студия «Песочная анимация», в которой ныне занимается более тридцати человек.

    Анастасия Васильевна – одна из тех, кто в числе первых в Санкт-Петербурге освоил технику песочной анимации и стал обучать детей, пройдя сложный путь поиска необходимого для работы материала и конструирования столов с подсветкой – ничего этого тогда в продаже не было. А сколько методов и приемов искусства воплощения песка на стекле пришлось опробовать Анастасией Васильевной, обдумать и воплотить для создания программы обучения!

    Песочная анимация подобна волшебству: всё в твоих руках, мир протекает через твои пальцы, ты можешь создать любую картину и одним движением руки её смести. Но чтобы это получилось, надо почувствовать песок так, будто он живой…
    «Обычно на первом занятии я детям говорю: “Посмотрите, поиграйте с песком, ощутите его руками, попробуйте услышать, что он вам хочет поведать”, – рассказывает Анастасия Васильевна, – И сама к детям присматриваюсь. Ведь главное – они должны почувствовать материал, захотеть из него что-то создать. Это очень важно. У меня есть мальчик, который занимается несколько лет. Его трудно заставить сделать какую-то картинку, он просто пересыпает песок из руки в руку и как бы его рассматривает. Но вдруг его осеняет – и он, одним движением засыпав поверхность стекла, рисует что-то поистине замечательное. А всё от того, что он песок чувствует как художник. Ну а тех, кто пришел впервые, я сначала знакомлю с техникой создания рисунка, с оборудованием, рассказываю основы песочной анимации. И, конечно же, прямо на первом занятии даю детям что-то простейшее нарисовать, например, ёлочку из треугольников в несколько движений пальцами, цветочек, бабочку, а новичок уже и рад: у него получилось!»

    Это только на первый взгляд кажется, что с песком работать очень просто, а на самом деле это большой труд – засыпать стол одним движением, сыпать песок из кулачка, плавными поворотами ладони воспроизвести волну.
    «Мне очень нравятся игры с песком, – рассказывает Васильчук Миша, 13 лет, – моя любимая игра “Дорисуйка…”.  Один из нас рисует голову, и каждый к ней дорисовывает что хочет – туловище, шляпу, прическу, каску или что-то другое по своему желанию. Задания дорисовать могут быть самые разные. И мы рисуем. Это так весело!»
    «А мне было очень интересно узнать о разных странах – продолжает Ельцова Даша, 12 лет, – Анастасия Васильевна одну неделю рассказывала о Греции, вторую – о Китае, третью – о Египте, а потом и о других государствах. И всё это время мы слушали национальную музыку и вслед за педагогом рисовали на столах песком узнаваемые для той или иной страны символы – этрусскую вазу, орнамент, дракона, слона и многое другое».
     
    К концу первого года обучения дети умеют рисовать песком на столе, создавать картины, делать переходы от одного изображения к другому. Например, всего несколькими штрихами зайца превратить во льва. Анастасия Васильевна придумывает своеобразные цепочки в пять-десять переходов. При этом она стоит у своего стола и дети на проекторе видят, что сам педагог делает, и за ней повторяют. При этих упражнениях Анастасия Васильевна просит детей не фантазировать, а четко повторять за ней упражнения. Так отрабатывается техника, плавность движений. Дети работают гораздо медленнее, чем она показывает, поэтому педагог успевает ещё и подойти к их столам, объяснить, если что кто-то не понял, поправить. И только последнюю картинку они могут досочинить самостоятельно.
    «Одна моя знакомая, которая тоже учит детей рисовать песком, как то заметила, что они делятся на «артистов» и «ювелиров» и я с ней полностью согласна, - говорит Анастасия Васильевна. - «Ювелиры» очень хорошо и старательно повторяют за педагогом. Но когда им надо что-то сделать самим, возникают трудности. А есть дети «артисты», они всё хотят делать только сами. Моя задача: детей-«ювелиров» спровоцировать, раскрепостить, вдохновить, чтобы они сами на что-то решились, а детей-«артистов» - заинтересовать освоением  техники».
    Это очень хорошо получается, когда дети приступают к созданию мультфильмов. Механизм воспроизведения изображений предельно прост: на поверхность, которая излучает направленный снизу-вверх свет, наносятся тонкие слои песка. Камера, закреплённая выше, записывает получившуюся картинку или весь процесс её создания. То есть осуществляются разные виды съемки. Первый, покадровая съемка, когда дети рисуют картинку, фотографируют ее, потом немного меняют ее, снова фотографируют и так далее. Затем все кадры монтируются в мультфильм. В другом виде съемки видно, как руки рисуют. При этом можно заранее придумать хронометраж, то есть, в каком темпе работать, что рисовать, предварительно отрепетировать, как, например, танец, и выполнить весь процесс рождения картины на стекле. Ребята вместе с Анастасией Васильевной придумывают сюжеты, подбирают музыку, и сами под её руководством монтируют фильмы. Любимый жанр – видеосюжет с фрагментами мультипликации.

    Настоящим экзаменом для самой Анастасии Васильевны и её учеников стало в прошлом году предложение руководства Дома творчества «Измайловский» подготовить анимационные заставки к каждому номеру в отчетном годовом концерте, а так же выставить свою ученицу для сопровождения картинами песочной анимации музыкальных номеров. На протяжении двух месяцев ребята работали над мультфильмами для прологовой и финальной части концерта, создали около двадцати анимационных титров, которые транслировались на экранах между номерами. Впервые для «живого» выступления ученица Анастасии Васильевны Варвара Гаврилова подготовила номер, используя цветной песок. В концертном зале «Колизей», где состоялся отчётный концерт Дома творчества «Измайловский», зрители стали свидетелями интересного выступления Варвары, где под пение эстрадного вокального ансамбля «Созвучие» на экране рождались и исчезали разноцветные песочные картины. Варвара справилась со своей работой отлично. Кстати, на счету у этой девочки уже много солидных наград. В 2016 году Варвара Гаврилова стала победителем Первого Международного фестиваля «КиноПробы» в номинации «Анимация» за работу «Мечта». В том же году получила поощрительный диплом Международного фестиваля детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран» за фильм «Записки фотографа»; в 2017 году – диплом первой степени Открытого городского фестиваля технического творчества «ТехноКактус» в номинации «Фантастические миры» конкурса «Мир мультипликации».

    Студия «Песочная анимация», её руководитель и участники уже снискали немалую популярность. Куда только их не приглашают выступать! В школы, в детские сады, на благотворительные акции, приводящиеся, например, в помощь бездомным животным и животным-инвалидам, на ежегодный фестиваль «Адмиралтейское танго» среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  
    Анастасия Васильевна со своими ребятами никому с удовольствием участвуют во всех мероприятиях. Она и её ученики знают, что песочная анимация – подобна волшебству, которое делает человека счастливым. У детей Адмиралтейского района, для которых двери в студию всегда открыты, есть возможность убедиться в этом самим.

    Текст: Лариса Виноградова, методист Дома творчества «Измайловский»
    Фото: Новости Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6