• Творческая биография балерины, а ныне педагога Дома творчества «Измайловский» Елены Ивановны Марченко началась весьма неординарно. Впрочем, как потом показала жизнь, в характере этой женщины самой природой было заложено ломать стереотипы и всегда идти своим путём. А началось с того, что выпускница Пермского хореографического училища, рискнув навлечь на себя большие неприятности, а то и вовсе остаться без работы, не поехала в Куйбышевский театр, куда должна была прибыть по распределению, а отправилась в Ленинград. Именно там в это время работал кумир многих молодых артистов балета выдающийся и скандальный Леонид Якобсон. Оказалось, что состав его труппы полностью укомплектован, но Елена упросила хореографа посмотреть её в деле! Исполненный ею классический экзерсис и испанский танец из балета «Дон Кихот» на музыку Минкуса все решил: она была принята в труппу «”Хореографические миниатюры»” Леонида Якобсона». Шел 1971 год.   

    Танцуя в блестящих одноактных балетах, поставленных маэстро, Елена Ивановна восхищалась его умением воссоздать в танце любое чувство, любую мысль, картины, скульптуры, музыкальные произведения. Она была свидетельница и участница создания нового вида танцевальной пластики его гениальных постановок, которые сам Якобсон называл хореографическими миниатюрами.
    С этим коллективом Елена Ивановна объездила полмира, впрочем, это не помешало ей в России выйти замуж за художника. Смеется: «Наши интересы совпали. И так мы в этих интересах пребываем и по сей день». Действительно, интересы совпали, получилась дружная семья. Не переставая танцевать, Елена Ивановна сумела родить двух сыновей, один из которых унаследовал ее профессию, став артистом в труппе «Санкт-Петербургский театр “Русский балет”». Но как же Елена Ивановна очутилась в Доме творчества «Измайловский»? Почему профессиональная балерина стала педагогом?
    Что касается педагогики, то к этому Елена Ивановна приобщилась ещё в театре Якобсона, репетируя с артистами их партии, а также работая методистом на кафедре хореографии в Ленинградской консерватории и в Академии Русского балета А.Я. Вагановой, где передавала выпускникам основы хореографии школы Якобсона. И всё это, продолжая танцевать! Балерины уходят на пенсию в 38 лет, Елена Ивановна исполняла балетные партии до 45.
    И вот тогда балерина Марченко сделала пируэт (полный поворот всем телом на носке одной ноги - фр.), то есть круто изменила свою судьбу, решив работать с детьми. Сменила атласные пуанты на спортивные тапочки и стала заниматься с детьми школ № 234 и № 245 хореографией, создав к тому же хореографический коллектив школу балета «Пируэт», где ныне занимается более пятидесяти детей от шести до четырнадцати лет.

    Занятия в каждой группе начинаются с экзерсиса, подобного тому, какой выполняют воспитанники Академии русского балета им. А. Вагановой с той лишь разницей, что там – специально отобранные после тщательного просмотра мальчики и девочки старше 11 лет, а здесь… Елена Ивановна не случайно любовно называет своих учеников «полевые цветы». Поясняет: «Я беру себе в группы любых детей. Они у меня очень разные, действительно как полевые цветы, где не только прекрасные ромашки, маки, колокольчики, но и пырей, осот, и даже чертополох с колючками, но я их так составляю, что получается прекрасный букет. Я уверена, что каждого ребёнка можно сделать танцором, если он будет сам усердно заниматься. Недаром же великий Петипа говорил, что способность к танцу у русских врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки. Я ни раз испытала ни с чем не сравнимое счастье, видя как «гадкий утенок» превращается в прекрасного лебедя».
    Яркий пример тому – Елизавета Вайндрах. Её привела к Елене Ивановне мама, когда девочке было пять лет. Взглянув на ребенка, Елена Ивановна, наверное, впервые за всю свою педагогическую практику растерялась, нерешительно предложив: «Может, Вы дочь в студию рисования определите или в кружок мягкой игрушки?», поняв, что ребенок с ногами колесом, растущими как бы внутрь, не то, что танцевать, ходить нормально не может. Но мама умоляла, и она уступила. Сегодня Лизе двенадцать лет, она красавица, пять лет танцует на пуантах, солистка во всех спектаклях, которые ставит  Елена Ивановна.

    Педагог объясняет чудесное превращение девочки так: «Лиза с ранних лет обладает колоссальным трудолюбием и волей. Она почти ежедневно часами занимается у станка, выполняя комплекс упражнений для всего тела в различных темпах, ритмах, комбинациях, соединениях и количествах повторов. Благодаря таким упражнениям отрабатываются навыки, которые требуются для выразительного и правильного выполнения элементов танца: гибкость, вращение, большой танцевальный шаг, четкая координация движений, сила, выносливость, высокий легкий прыжок и пластика рук. Добившись в танцевальном экзерсисе правильной координации всех движений тела, в дальнейшем танцор сможет наполнять свои движения настроением, мыслью, то есть делать их выразительными и артистичными. Это Лиза прекрасно продемонстрировала в спектаклях, которые мы поставили в течение нынешнего учебного года – «Куклы Дроссельмеера» по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского и «Дон Кихот» по роману Мигеля де Сервантеса на музыку Людвига Минкуса. Лиза  даже сумела стать партнёршей профессионального артиста балета, освоив дуэтный танец с высокими поддержками. В репертуаре этой девочки множество классических партий, которые танцуют взрослые балерины. Это и «Китри» из «Дон Кихота», Фея Драже из «Щелкунчика», Принцесса Флорина и Фея Сирени из «Спящей красавицы», Па-де-Труа из «Лебединого озера».
    Если вы откроете программки спектаклей, поставленных Еленой Ивановной, то удивитесь количеству занятых там действующих лиц – в каждом не менее пятидесяти. У всякого своя роль, в том числе и у Елены Ивановны, которая в «Дон Кихоте» – хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский, в «Куклах Дроссельмеера» – и бабушка, и сам Дроссельмеер.
    Во всех спектаклях Елена Ивановна и сценарист, и хореограф. Подобно волшебнику Дроссельмееру, она расставляет в спектаклях своих «кукол» – учеников, демонстрируя отличное владение танцевальными ансамблями, умелую группировку кордебалета и солистов. В будущем планирует поставить спектакль по балету «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского, взяв за основу постановку Мариуса Петипа. И пусть не удивляет вас масштаб задумки: вспомним, что Елена Ивановна тридцать лет танцевала в труппе Леонида Якобсона, усвоив принцип создания его миниатюр, где  каждый номер представлял балет в сжатом состоянии и свободной пластике с оригинальным началом, кульминацией и завершением. И это она уже доказала в своих постановках «Дон Кихот» и «Сказках Дроссельмеера», оставив неизменным основные принципы классического балета, заложенные Мариусом Петипа, – грацию и красоту.  Эти спектакли, показанные в школах и в концерном зале гостиницы «Азимут»,  были восторженно приняты зрителями. На очереди  – Дом молодежи «Рекорд», в котором спектакль «Дон Кихот» планируется в мае.
    Конечно, чтобы создавать такие спектакли, нужны хорошие помощники, одна подготовка костюмов чего стоит! Кстати говоря, Елена Ивановна шьет их сама, благо родители несколько лет назад подарили ей швейную машинку, так что на тот же спектакль «Дон Кихот» купили только «пачку» для Лизы. Остальные костюмы сшила Елена Ивановна, используя эскизы, разработанные в содружестве с мужем, который после активной творческой жизни, тоже пришел в Дом творчества «Измайловский» преподавать детям живопись.

    В «Пируэте» существует родительский клуб, проводятся родительские вечера, регулярное посещение балетов петербургских театров – все это ещё теснее сплачивает детей и родителей. Председатель родительского комитета О.В. Лебединцева не перестаёт удивляться энтузиазму педагога, её всецелой отдаче работе: «Я думаю, что если бы даже Елене Ивановне не платили зарплату, она бы все равно занималась с детьми, насколько много в ней любви, желания каждого сделать красивым, духовно богатым. А как дети любят её!»
    Выпускники Елены Ивановны учатся в Академии Русского балета А.Я. Вагановой, нынешние её ученики побеждают в различных танцевальных конкурсах. Давайте спросим, о чем они мечтают?
    Милана Корсунцева: «Я очень хочу скорее стать балериной и вместе с папой танцевать на сцене Мариинского  театра».   
    Елизавета Зомба: «Я не знаю, кем буду, когда вырасту, но сейчас я просто не могу представить своей жизни без «Пируэта», без Елены Ивановны, без девочек, с которыми встречаюсь во время экзерсиса, репетиций и танцую на сцене. Не могу представить себя без музыки и аплодисментов – той сказки, которую я проживаю наяву. И пусть она подольше не кончается». 

    Текст: Лариса Виноградова, методист Дома творчества «Измайловский»
    Фото: ДТ "Измайловский"
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6