• Десять лет назад в Доме творчества «Измайловский» открылась клуб авторской песни. Первые из собравшихся здесь учеников решили назвать свой клуб «Берег». Казалось бы, причем здесь берег? Объяснили, что на берег можно приходить, приплывать, от него можно отплывать и к нему возвращаться. Тогда появился и гимн клуба, в качестве которого взяли песню Сергея Никитина на стихи Юнны Мориц:
    На этом береге туманном,
    Где память пахнет океаном,
    И смерти нет, и свет в окне.
    Все влюблены и все крылаты,
    И все поют стихи Булата.
    На этом береге туманном
    И смерти нет, и свет в окне…

    Всё в клубе строится на игровых элементах. С одной стороны, это для того, чтобы сохранить романтику, свойственную авторской песне, с другой – постоянно поддерживать интерес детей к занятиям. И сам клуб – это особая республика, где все ее шестьдесят членов состоят в трех командах: «Паруса», «Краски» и «Связь с системой», возглавляемых старейшинами. Каждого, кто приходит в коллектив, тут же забирает к себе в команду один из старейшин. Он показывает новичку, что делать и как, знакомит с ребятами, опекает, пока тот не освоится. Таким образом, дети быстро адаптируются. Их сюда уже тянет. А потом? Потом начинается освоение «Вредных советов» Григория Остера, положенных на музыку или другой популярной детской песенки, то есть освоение двух простейших гитарных аккордов – ля минор, ми мажор - и поехали…
    А теперь представьте, что ребенок, отправленный учиться игре на гитаре, уже через месяц демонстрирует родственникам это свое умение. Аккорды простые, стихи, знакомые с детства, нет боязни, что не получится.  Успех, да еще какой! Легкие, остроумные стихи нравятся и детям и взрослым. А мелодию песенки, как оказывается, можно и в другой тональности играть: идет отработка следующих аккордов. Потом эта же песенка разучивается на три аккорда. Другой ритм, размер три четверти – вальсовый.  
    Самое сложное, что педагоги дают в начале обучения из классики – это «Бумажный солдатик» Окуджавы. Там тоже используются два аккорда, но эта песня очень длинная, для детского восприятия сложная. А когда дети наловчатся делать перестановку пальцев в подобных маленьких песенках, дают более сложные произведения, тот же «Домбайский вальс» Юрия Визбора. Это уже классика жанра. Почувствовав душой эту песню, человек остается любителем творчества бардов навсегда.
    Сергей Анатольевич преподает не только игру на гитаре, но и стихосложение по методикам Юрия Лореса и Вячеслава Лейкина. Ребёнок осваивает ритмический рисунок стиха, учится выделять сильные, слабые доли в поэтических размерах, пытается писать сам и исполнять своё написанное. Первоначальный вариант – это что-то похожее на что-то…  Тем не менее, например, Анна Иванова стала победителем международного конкурса «Зеленая карета» в номинации «автор».
    Но для начинающих всё сложно, особенно выступать перед публикой. Поэтому в студии регулярно проводятся микрофонные практики, когда ребята, прихватив соответствующую аппаратуру, приходят в концертный зал. Все участники клуба учатся работать с микрофоном, чтобы на выступлениях владеть им свободно. Это первая ступенька к публичности. Таким образом, ребенок преодолевает страх перед «сценой».
    Елена Львовна занимается с ребятами вокалом. Распевки, артикуляционная гимнастика, сценическая речь – это все её. То, что студийцы хорошо владеют своим голосом – заслуга Елены Львовны, с которой ребята осваивают нотную грамоту, расположение нот на грифе гитары, после чего свободно читают ансамблевые партитуры.
    Суббота – день клубного общения, когда гитара идет по кругу, поиграть на ней стремится каждый. Суббота, когда в клубе собирается много народа. В этот день Сергей Анатольевич проводит занятия по истории авторской песни, знакомя ребят с творчеством известных бардов, показывает, как поют его песни другие исполнители. Идет разговор о творчестве, поэтических находках. Если известные барды приезжают в Петербург, он непременно приглашается их в клуб «Берег». Так, здесь побывали Игорь Сидоров, Юрий Хабаров, Евгений Исакевич, Виктор Баранов, Ирина Пиотровская и Сергей Нотик. А однажды, осматривая историческое здание, где расположена студия «Берег», к ребятам заглянул бывший губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Послушал, как поют ребята, вероятно, вспомнил свои студенческие годы… После этого в студии появилось пять новых гитар.
    Часто по субботам устраиваются и поэтические игровые тренинги, когда, например, студийцам предлагается составить краткий рассказ, состоящий только из существительных и глаголов. Или предлагается придумать историю, «украсив» ее прилагательными, эпитетами, наречиями и метафорами. Подобные тренинги способствуют развитию воображения.
    Диву даешься фантазии ребят! А без нее творчества не бывает. Сергею Анатольевичу, выпустившему два диска своих песен – «Последний летающий ящер» и «Арифметика жизни», члену жюри многих фестивалей бардовских песен, это очень хорошо известно. Кстати говоря, участие в фестивалях – важнейшая часть жизни клуба «Берег».
    Ветошкина Виктория рассказывает: «Фестиваль – это не только конкурс, соревнование. Это, в первую очередь, проверка тебя, твоих друзей, поддержка друг друга. На фестивале ты можешь за несколько дней научиться работать в команде, показать всем, что ты значишь, что можешь, какой ты человек. Мы ведь во время фестивалей нередко живем в лесу, на костре варим себе еду, спим в палатках. Старшие опекают младших, каждый старается быть полезным. У нас действительно команда, а не каждый за себя. Стараемся выступить как можно лучше, подружиться с ребятами из других клубов, узнать новые песни. Фестивали, в которых мы принимаем участие, а это «Весенняя капель», «Ингрия», «Возьмемся за руки, друзья», «Четыре четверти», «Берег надежды», очень сильно сплачивают ребят. И, конечно, мы там выступаем. Причем, иногда участвуем в конкурсе наравне со взрослыми в номинациях: автор-исполнитель, композитор, дуэт, ансамбль».
    Ветошкина Вика и Семенова Настя стали победителями Международного конкурса «Зеленая карета» в номинации исполнительский дуэт. Из Москвы велась онлайн-трансляция на весь мир. «Измайловские» девчонки из Санкт-Петербурга стояли на сцене вместе с Сергеем Матвеенко, Юрием Лоресом, Александром Сухановым.
    Но самым большим своим достижением аборигены «Берега» считают победу в конкурсе «Рыцари гитары и пера», который проходил в Петербурге. Это был конкурс между взрослыми клубами авторской песни, где «Берег» был единственным детско-юношеским клубом, который принял участие в конкурсе и неожиданно для всех занял второе место. Клуб авторской песни «Берег» представляли – Владислав Кондаков, Сорокина Маша, Иванова Аня, Стрельцова Вика, Греблева Даша.
    «Честно говоря, думал, что срежемся в первом же туре, – вспоминает Сергей Анатольевич, – ведь в конкурсе принимали участие такие известные клубы авторской песни как «Восток», «Меридиан», «Парус», было много московских клубов. А вышло так, что мы дошли до финала и уступили только «Меридиану». Это было поистине высокое достижение! Весь материал выкладывался в Интернете, всенародно обсуждался. Были очень большие споры даже о правомерности нашего участия во взрослом конкурсе. Но все сошлись на том, что члены клуба «Берег» преодолели высокую профессиональную планку».
    Это же подтверждают и другие конкурсы. Целенаправленная хорошо продуманная система развития творческих способностей детей и подростков приносит свои результаты. Педагоги студии три года подряд, с 2009 по 2011 проводили и собственный фестиваль детско-юношеской авторской песни «На этом береге», в котором участвовали коллективы из Петрозаводска, Калуги, Архангельска, Ярославля. Отмечая постепенное угасание интереса к авторской песне после ухода из жизни Александра Галича, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, супруги Батуевы на небольшом своём «Береге» стараются сохранить всё лучшее, что она дает, стараются оградить детей от пошлости и убогости в песенном творчестве.
    «Мы раньше не принимали в студию детей младше 12 лет, а сейчас берём десятилетних, – говорит Сергей Анатольевич. – Любую программу, будь она разработана самым лучшим образом, корректирует время. Когда приходят старшеклассники, их трудно приучить слушать Окуджаву, Визбора, Никитина – сейчас время более жестких ритмов. Ребенок, который много времени проводит в Интернете, отравлен компьютерной музыкой, он не понимает нормального живого звучания инструмента. И это большая проблема. Но когда ребёнок, подросток, что называется, «прикипел», родители благодарят, говоря, дети по-другому начинают общаться, лучше учатся. Рефераты они у нас, кстати, пишут по творчеству бардов.
    «Когда я стала заниматься в клубе, у меня сначала болели пальцы от струн, а песни казались такими примитивными, что я хотела уйти – рассказывает Харникова Настя. – Что удержало – так это добрые, открытые отношения, которые существуют между членами клуба и нашими педагогами. Меня здесь отлично понимают. Мне в студии всегда хорошо. Постепенно я поняла и то, какой большой смысл скрывается за простыми словами песен, сколько подлинных чувств там выражено: всё просто, чисто, без всякого позёрства, фальши и пошлости».
    Программа клуба авторской песни предполагает шестилетнее обучение. Следовательно, уже состоялось несколько выпускных праздников с исполнением специально написанной к этому событию выпускной песней – немножко грустной, немножко озорной:
    Время покинуть гнездо родовое,
    Время джинсовку на галстук сменить.
    Время своею решать головою
    С кем и какими морями уплыть…

    Лариса Виноградова,
    методист ДТ «Измайловский»

    Текст: Лариса Виноградова
    Фото: Лариса Виноградова
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4