• С первым снегом, дорогие читатели!  А знаете ли вы, что снег – это не только осадки, но и художественный приём. Именно в этом качестве Василий Верещагин использует снег в полотне «Казнь заговорщиков в России», написанном им в 1884-1885 гг.

    На этой картине изображена казнь народовольцев, организовавших убийство Александра II в марте 1881 года. Из хроники тех событий известно, что по делу цареубийства в апреле 1881 года на Семёновском плацу были повешены революционер-народник Андрей Желябов, Софья Перовская, одна из предводителей революционной народнической организации «Народная воля» и непосредственный руководитель решающего покушения на Царя Освободителя, а также другие первомартовцы: Николай Кибальчич, Тимофей Михайлов и Николай Рысаков.

    В. Врещагин не испытывал сочувствия к народовольцам, избравшим террор как единственно действенный инструмент политической борьбы и демократических преобразований. В очерке «Реализм» художник дал чёткое объяснение причин зревших годами недовольств в отдельных слоях общества, чьи взгляды он не разделял, но отлично понимал мотивы, которые руководили их представителями:
    «Народные массы, в течение долгих веков влачившие жизнь, граничившую с медленною голодною смертью, уповая на лучшее будущее, не желают более ждать. Их былые надежды на будущее разрушены; их аппетиты возбуждены, и они громогласно требуют себе недоимок, т. е. дележа всех богатств, а для того, чтобы дележ этот сделать более прочным, они требуют сравнения под один уровень, подведения под одну мерку талантов и способностей, причем все работники прогресса и комфорта будут получать одну и ту же плату. Они стремятся перестроить общество на новых основаниях, а в случае сопротивления их целям грозят сжечь все памятники, относящиеся к тому порядку, который, по их понятиям, уже отжил свою полезность; они угрожают взорвать на воздух общественные здания, церкви, картинные галереи, библиотеки и музеи, проповедуя настоящую религию отчаяния» .

    Далее в очерке мы видим позицию самого художника. Ярых социалистов Василий Верещагин называет “уравнителями” и как человек искусства распознаёт опасность в их воззрениях: «… добрая пара сапог полезнее хорошей картины, статуи или хорошего романа. Люди эти открыто заявляют, что талант – роскошь, что талант – аристократическая привилегия, а потому талант следует сбросить с его пьедестала до общего уровня – принцип, которому мы никогда не подчинимся» . Обособление от так называемых уравнителей усиливается с помощью местоимения мы, в котором Верещагин не только подразумевает себя, но и объединяет все умы и таланты страны в науке, литературе и искусстве. Более того, Василий Васильевич противопоставляет точку зрения талантов взглядам уравнителей: «… мы никогда не признаем принципа всеобщего разрушения и переустройства… Мы будем защищать и отстаивать улучшения существующего порядка вещей посредством мирных и постепенных мероприятий» .
    Стоит отметить, что против императора В. Верещагин дурных суждений не высказывал. Хотя основания были. Александру II многие советовали сжечь все военные картины художника как «имеющие самое пагубное влияние». Сам император, внимательно изучив на выставке в Петербурге (1874 г.) полотно «Забытый» и другие работы живописца, заявил: «В моей армии таких случаев быть не могло и не может быть» . Верещагину приходилось неоднократно комментировать и пояснять свои произведения, в которых критики пытались приписать ему желание подорвать престиж государя.  

    Не исключением стала и картина «Казнь заговорщиков в России». Она была воспринята как дифирамб цареубийцам и оттого запрещена к ввозу в Российскую империю. Впервые её представили публике на персональной выставке художника в Вене в 1885 г. под названием «Повешение». Спустя несколько лет она была продана на аукционе и позднее приобретена проживавшим в России французским подданным Левитоном, у которого картину отобрала полиция. В результате в 1921 году работа художника поступила в Государственный музей Революции (совр. Музей политической истории России). Согласно информации сайта Музея политической истории России: «После переезда музея в нынешние здания (1957 г.) она экспонировалась в разделе по истории народничества до 1977 г., после чего была отреставрирована и более 40 лет не выставлялась» .
    Совсем недавно, в августе текущего года, картина стала доступной взору петербуржцев и гостей города. Дело в том, что ещё в 2017 году полотно было передано Государственной Третьяковской галерее для реставрации и дальнейшего участия в выставке, посвященной 175-летию со дня рождения В. В. Верещагина. По итогам проведённых реставрационных работ стали видны многочисленные детали картины, восполнившие идеи авторского замысла. Именно в нём мы и попытаемся разобраться…
    Василий Верещагин был особенно известен как художник-баталист, ему самому не раз приходилось участвовать в военных операциях (среди них оборона Самаркандской цитадели 1868 г., сражения в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и в роковой русско-японской войне 1904-1905 гг.), видеть горестные последствия военных действий. Как правило, героев и сцены битв художник передавал на картинах с особой тщательностью и документальной точностью. Себя он считал представителем реализма, «который требует самого строгого обращения со всеми деталями творчества и который не только не исключает идеи, но заключает её в себе» . Поэтому давайте погрузимся в картину «Казнь заговорщиков в России» и прислушаемся к её описанию, данному самим В. Верещагиным:
     «Перед нашими глазами холодный северный зимний день. Масса народа столпилась на одной из петербургских площадей, протискиваясь к виселице; ее напор сдерживают жандармы верхами. Ближе к виселице допущены только избранные, по большей части военные, представители золотой молодежи столицы, которые надеются раздобыть кусочек веревки, употребленной палачом: общераспространенное суеверие, что кусочек веревки, на которой был повешен человек, приносит несомненную удачу в карточной игре его счастливому обладателю.

    Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем. Только один грубый голос поднялся из толпы: “Да поделом им!” Но слова эти тотчас же были заглушены несколькими женскими голосами: “Разве можно так говорить? Теперь не нам судить его. Пусть его судит Всемогущий Бог!”
    А в это время снег продолжает падать, из фабрик поднимается к небу дым, работа продолжает идти своим порядком» .

    По воспоминаниям современников, в день казни народовольцев, 3 апреля 1881 года, снега не было. И художник не был очевидцем повешения. На Семёновский плац в Петербург он приехал в декабре 1883 года и подробно расспросил городового о том, как происходила казнь. Как же Верещагин, будучи столь скрупулёзным к деталям, мог этого не учесть?! Оказывается, снег шёл в момент посещения плаца художником. Обратите внимание на начало описания картины: «Перед нашими глазами холодный северный зимний день…» Хотя казнь происходила весной. Василий Верещагин намеренно изобразил снег, оставаясь верным своему принципу – заключать в произведении идею, а не просто воспроизводить факты. В экспликации снег появляется в начале и в конце текста. При этом в последнем предложении художник дважды употребляет глагол “продолжает”, усиливая тем самым эффект противопоставления обездвиженности любопытствующей толпы, стоявшей «в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем», течению жизни, представленному в виде падающего снега, дыма фабрик, привычного рабочего ритма и уклада.
    В описании зрителей казни чувствуются отрицательные оценочные интонации художника: “масса народа столпилась.., протискиваясь к виселице”, “ближе… допущены только избранные, …военные, представители золотой молодёжи столицы”. Осуждением пропитано и определение, данное зрелищу: в тексте оно названо “поучительным”. Эта суровая расправа служила наглядным уроком со стороны государственной власти для народа с целью пресечения подобных случаев в будущем.
    Особого внимания заслуживает последний обезличенный диалог, где презрительно “один грубый голос поднялся из толпы” и был заглушён “несколькими женскими голосами”. Фраза, произнесённая «одним голосом», употреблена в отношении нескольких лиц (“поделом им”), а ответная речь из «женских голосов» – в отношении единственного (“его”). С одной стороны, этот фрагмент соотносится с предыдущим контекстом, где художник описывает повешенного преступника, но с другой – «теперь не нам судить его» может подразумевать и глас народа касательно убитого самодержца… Подобные завуалированные слова можно истолковывать по-разному, но одно неопровержимо: Василий Верещагин испытывал крайнее возмущение в части устрашения людей, демонстрации преимущества сил государства над превышающим по численности народом путём применения публичных смертных казней. При этом и глазеющая толпа, надо сказать, совершенно аморальна. Она представлена Верещагиным и на двух других картинах из серии «Трилогия казней». И везде выражен один и тот же вопль: «Это бесчеловечно!»
    И лишь снег, изображённый В. В. Верещагиным на Семёновском плацу во время казни, прикрывает жуткую сцену, словно протестует: «Так нельзя!» В 1881 году публичное исполнение смертной казни было отменено, но право на лишение жизни осталось.
    Сегодня картину Василия Верещагина «Казнь заговорщиков в России» можно увидеть в экспозиции Музея политической истории России в Петербурге и самостоятельно поразмышлять над глубоким художественным замыслом живописца, чей гений был оценён не менее одарённым мастером И. Н. Крамским как «завоевание России гораздо большее, чем завоевание территориальное» .

    При подготовке статьи была использована информация с официального сайта Музея политической истории России (www.polithistory.ru), а также следующая литература: «Повести. Очерки. Воспоминания» (автор В. В. Верещагин), «Верещагин» (автор А. И. Кудря, серия «Жизнь замечательных людей»). Эти и другие издания по теме можно найти в библиотеке «Семёновская» по адресу: Московский пр., 50/42.

    Текст: Анастасия Коваленко, библиотекарь 1 категории библиотеки «Семёно
    Фото: Новости Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30