• Исаакиевский собор — один из главных символов Санкт-Петербурга. Он был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого императором Петром I, так как император родился в день его памяти, 30 мая.

    Ныне существующий собор — четвёртый по счёту с таким названием в Санкт-Петербурге. Строительство его продолжалось с 1818 по 1858 год по проекту Огюста Рикара де Монферрана.

    Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика). Это памятник труду архитекторов, инженеров, художников, мозаичистов, скульпторов, каменщиков, камнетёсов, плотников, резчиков, кузнецов и многих других мастеров. За сорокалетний период строительства в работах было задействовано более полумиллиона человек.
    Строительство Исаакиевского собора стало крупнейшим событием в области архитектуры и инженерного дела первой половины XIX века. Под новый проект здания был переделан фундамент, оставшийся от предыдущего храма.  

    Общая высота фундамента собора без учёта свайного основания — более 7 м.  В основание фундамента забиты 24 000 свай, промежутки между которыми заполнены утрамбованным древесным углём на глубину около метра. Просмолённые сосновые бревна длиной 6,5 м, диаметром 26–28 см для укрепления грунта забиты в котлован на расстоянии, равном диаметру сваи. На сваях в два ряда уложены гранитные плиты, над которыми возведена кладка из камня.
    Гранитные монолиты для колонн собора добывали в каменоломнях Пютерлакса на берегу Финского залива. На специально построенных баржах их доставляли к Исаакиевскому собору.

    Впервые в строительной практике колонны (весом более 100 тонн каждая) установлены до возведения стен. Это было связано с конструкцией специальных очень больших по размеру подъёмных лесов и кабестанов. Всего Исаакиевский собор украшают 112 гранитных колонн различной величины.
    Стены собора выложены из кирпича, причём ряды кирпичной кладки соединены коваными железными связями. Исаакиевский собор по мощи стен превосходит все другие сооружения города: толщина северной и южной стен достигает 5 м, западной и восточной — 2,5 м. Фасады здания облицованы тяжёлыми мраморными плитами.
    Кирпичные своды толщиной от 1 до 1,25 метров закрыты декоративными, которые и видно посетителям. Они состоят из железного каркаса, покрытого металлической сеткой, которую оштукатурили и в местах, предназначенных для живописи, облицевали искусственным мрамором. Двойное сводчатое перекрытие — одна из особенностей Исаакиевского собора, не встречавшаяся до тех пор не только в России, но и вообще в Европе.

    Вокруг основания купола собора, на высоте 43 метра,  установлены 24 гранитные колонны массой более 60 тонн каждая.
    На балюстраде собора, над каждой из колонн барабана, установлены фигуры ангелов. 24 бронзовых ангела, тематически символизирующие этапы земной жизни Иисуса Христа и его заповеди, выполнены скульптором И. Германом.

    Конструктивное решение главного купола было новаторским по тем временам. Традиционную кирпичную кладку Монферран заменил металлическими конструкциями, что снизило стоимость работ, сроки исполнения и вес конструкции.

    В отличие от большинства православных храмов, архитектурное решение Исаакиевского собора не предусматривало специальной колокольни. Колокола были подвешены в четырёх сравнительно небольших звонницах, размещённых по углам основного объёма здания.
    Венчает купол восьмигранный световой фонарик. Внутри собора к нему был прикреплён парящий голубь — символ Святого Духа. В скором времени скульптура займёт своё место после недавно закончившихся реставрационных работ купола.

    По сторонам собора находятся портики, на фронтонах которых помещены скульптурные группы на христианские сюжеты.
    В оформлении собора принимали участие выдающиеся скульпторы и художники. Общий проект внутреннего убранства, подготовленный Монферраном с учётом рекомендаций Святейшего Синода, был утверждён Николаем I. Площадь внутреннего пространства собора составляет четыре тысячи квадратных метров. В интерьере храма три алтаря: главный посвящён Исаакию Далматскому, боковые — святой Екатерине и святому Александру Невскому. Под сводами собора находится не имеющая аналогов коллекция русской монументальной живописи середины XIX века, созданная как отечественными, так и зарубежными мастерами. П. В. Басин, Ф. А. Бруни, К. И. Брюллов, Х. Дузи, Н. А. Майков, Т. А. Нефф, Ч. Муссини, И. К. Дорнер, Е. А. Плюшар — всего более 20 мастеров классической академической школы были привлечены к созданию росписей храма, выполненных масляными красками по сырой штукатурке. Уже в XIX веке большинство росписей считалось ценными произведениями искусства, и на протяжении полутора веков после открытия собора предпринимались всевозможные меры для сохранения уникальных коллекций. В 1850-е годы постепенно началась работа по переводу живописи в мозаику.
    Для облицовки стен храма были использованы разнообразные поделочные камни: отечественные и итальянские мраморы различных сортов и оттенков, гранит, шокшинский кварцит, брекчия, шунгитовый сланец, уральский малахит и афганский лазурит. Искусно подобранный и обработанный камень колонн и пилястр главного иконостаса демонстрирует высочайшее мастерство камнерезов.

    Судьбу Исаакия круто изменил октябрь 1917 года. Главный храм империи был разорён, а затем  превращён в антирелигиозный музей.
    Во время Великой отечественной войны в Исаакии хранились экспонаты, эвакуированные из пригородных дворцов и ряда городских музеев. Сам же собор, несмотря на принятые меры, сильно пострадал от артобстрелов, но в последующем возродился к новой жизни.
    С 1957 года собор функционирует как музей-памятник «Исаакиевский собор». Сейчас это уникальный историко-художественный комплекс, в который входят Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова (Спас на крови) и Музей камня (ризница Спаса на крови). Комплекс является крупнейшим и наиболее посещаемым музеем страны и одновременно — духовным центром православия, храмом, где проводятся регулярные богослужения.

    В 2018 году Исаакиевский собор отметил 200-летие начала строительства. К этой важной дате Санкт-Петербургским монетным двором была выпущена памятная медаль (медальер Ф. А. Андронов). Всего отчеканено 200 экземпляров. Приближается ещё одна важная дата— 160-летие со дня освящения собора.

    Деятельность музея-памятника «Исаакиевский собор» обширна и многогранна: осуществляется просветительская работа, проводятся тематические экскурсии, в том числе совершенствуется инклюзивная работа по адаптации объектов музея к приёму посетителей, имеющих ограничения по зрению, открываются художественные выставки, проводятся концерты светской и духовной музыки, осуществляется научная деятельность, проходят конференции. Также не прекращается работа по комплектации музейного фонда.

26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6