• На протяжении всего XIX и начала XX века значительную часть района Семенцы, где, в том числе, располагается «Мемориальный музей «Разночинный Петербург», занимал Семёновский плац. На рубеже веков, на территории Семёновского плаца располагался ипподром, который был разрушен в годы Великой Отечественной войны.

    К 40-летию пионерской организации имени В.И. Ленина, в 1962 году, территория ипподрома была названа Пионерской площадью. В том же году, сюда, в новое здание, переехал Театр юных зрителей. Определённые этапы истории театра можно проследить по предметам из коллекции музея “Разночинный Петербург”.

    В 1993 году представитель литературной части ТЮЗа им. А.А. Брянцева передал в фонды музея “Разночинный Петербург” предметы, отражающие историю ТЮЗа. Эти предметы и составляют основную часть коллекции Музея по истории этого театра.

    История театра началась 23 февраля 1922 года в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице, 33-35. Один из создателей и режиссёр ТЮЗа, Александр Александрович Брянцев (1883—1961), оставил большое количество тёплых воспоминаний о первых шагах деятелей ТЮЗа, о жизни театра до и после Великой Отечественной войны (в книге «А.А. Брянцев: воспоминания, статьи, выступления, дневники, письма»). Брянцев стремился претворить в жизнь идею о «театре особого назначения», который будет одинаково интересен трём поколениям зрителей: детям, подросткам и молодёжи. В стенах театра на Моховой нашли свой приют первые пьесы Самуила Яковлевича Маршака, Виниамина Каверина, Константина Паустовского...  Но визитной карточкой ТЮЗа на долгие годы стала постановка Брянцева по сказке Петра Ершова – «Конёк Горбунок». Однако театру было тесно в здании Тенишевского училища.

    Для нового здания ТЮЗа было определено место бывшего ипподрома. В музее хранится фотокопия изображение нового здания ТЮЗа 1962 года, а оригинальная фотография находится в Центральном государственном архиве кинофотодокументов. Бессменный режиссёр ТЮЗа А.А. Брянцев не дожил до торжественного открытия нового здания своего родного театра всего год. С 1962 года коллектив ТЮЗа возглавляет режиссёр, народный артист РСФСР, профессор Зиновий Яковлевич Корогодский. В фондах музея “Разночинный Петербург” хранится обложка-папка с изображением Петрушки, с фамилией режиссёра Корогодского и с таким названием театра - Ленинградский Государственный ордена Ленина театр юных зрителей, лауреат премии ленинского комсомола. Также к этому названию добавляется имя Александра Александровича Брянцева. Сокращённо театр с этого времени зовётся Ленинградский театр юного зрителя имени А.А. Брянцева. С приходом нового художественного руководителя З.Я. Корогодского начинается и новый этап его жизни. 29 октября 1968 года состоялась премьера ТЮЗа «Модель 18–68» (авторское название «Семь примечаний к истории молодого человека»). Это была совместная постановка Зиновия Яковлевича Корогодского и Льва Абрамовича Додина по пьесе писателя, драматурга, историка Бориса Голлера. Спектаклю совсем недавно исполнилось ровно 50 лет. По словам самого Бориса Голлера, «Это была пьеса в новеллах о молодом человеке советской поры…». На фото ниже вы видите программку постановки Зиновия Яковлевича Корогодского «В гостях у Донны Анны», по пьесе  драматурга Александра Владимировича Кургатникова. Режиссёр Геннадий Руденко с довольно ярким содержанием. Есть в музее и афиша к спектаклю ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Наш Чуковский». Постановка Корогодского представляет собой музыкальный триптих. Общее представление о нём нам даст актёр ТЮЗа Игорь Овадис.  В одном из интервью 2015 года  он рассказывает об этом спектакле следующее: "... у нас в ТЮЗе был гениальный спектакль по сказкам Чуковского, в котором «Муха-цокотуха» – это был балет, «Краденое солнце» - опера и оперетта «Тараканище». У нас была миссия - воспитание грамотного зрителя, поэтому мы со зрителем играли в жанры. Это одновременно была и легкая пародия." Май 1980 года был ознаменован постановкой ТЮЗа по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». Булат Окуджава, великий поэт из плеяды шестидесятников, закончив девятый класс в 1942 году, семнадцатилетним добровольцем он ушел на фронт. Впоследствии он описал свой военный опыт в этой повести.

    В 1986 году в театре появляется новый художественный руководитель Андрей Дмитриевич Андреев. Время руководителя Андреева (1986-1995 гг.) характеризуется, например, привлечением зарубежных драматургов к работе Ленинградского ТЮЗа. Одним из них был британский драматург и сценарист Питер Шеффер. Хранятся в музее фотографии 1960-х годов из спектакля по пьесе Шеффера “Эквус”.  Написана в 1973 году. Сюжет - психиатр расследует жестокое ослепление шести лошадей острым металлическим предметом, совершённое скромным семнадцатилетним юношей.  На фотографии изображено два героя пьесы в исполнении актёров ТЮЗа. Один из них, Иванов Николай Николаевич, - Народный артист России. Здесь он играет роль психиатра. Зритель так же любит его за роли и во многих других спектаклях ТЮЗа. Также зритель может его помнить по телесериалу «Вечный зов». Сейчас, в 2018 году, в репертуаре ТЮЗа можно встретить постановку “Неделя, полная суббот” по пьесе детского писателя, драматурга Пауля Маара. В оригинале книга называтся “Семь суббот на неделе”.  Это веселая и забавная история о служащем частной фирмы. Жизнь его проходила скучно и однообразно. Но однажды в его жизни появился Субастик и меняет его жизнь. Так же в музее находится афиша «Недели, полной суббот» 1988 года.

    1990- е года ТЮЗа в фондах музея “Разночинный  Петербург” представлены и рецензиями на спектакли петербургского театра юного зрителя. Две рецензии находится в журнале “Театральная жизнь” за 1995 год. В журнале представлены рецензии Владимира Оренова на ЛенТЮЗовский спектакль Григория Козлова “Преступление и наказание” и Натальи Скороходовой - “Белые ночи, чёрные дни, или Достоевский на сцене С-Петербургского ТЮЗа». Уже сразу становится интересным авторский эпиграф к самой статье:

    “Думаю, Достоевский не любил впоследствии прогуливаться по Семёновскому плацу. Наверное, поэтому на площади, где едва не расстался с жизнью человек с больной совестью, поставили памятник автору “Горе от ума”. Это вполне нормально. Только нужно было бы, доводя идею до логического абсурда, переименовать Семёновский плац, в площадь Гоголя. И присвоить стоящему на ней С.-Петербургскому ТЮЗу имя Толстого. Или Тургенева. Или...”

    Это лишь небольшой обзор на коллекцию по истории ТЮЗА  Мемориального музея «Разночинный Петербург». Часть представленных в обзоре предметов вы сможете увидеть на выставке «Я иду по городу», посвящённой туристическому Ленинграду.  

    Текст: Музей "Разночинный Петербург"
    Фото: yandex.ru
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3