• Сегодня в 18.00 состоится открытие выставки «От классики до модерна. Балетные фотографии из коллекции РОСФОТО» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).

    Экспозиция 100 фотографий из коллекции Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО, охватывающая период со второй половины XIX по конец XX века, расскажет зрителю об отношениях фотографии и балета в России.

    Начало традиции российской балетной фотографии было положено в Санкт-Петербурге в 1850-х годах, когда приехавший в столицу итальянский актер Карл Бергамаско открывает фотографическое заведение, основными посетителями которого становятся актеры петербургских Императорских театров. На визитных карточках, сделанных в ателье К. Бергамаско в 1870-х — 1880-х годах, портреты балерин: Екатерины Оттовны Вазем, Марии Мариусовны Петипа, Любови Петровны Радиной, чье мастерство определяло становление классического российского балета и начало его расцвета. Именно работы К. Бергамаско, запечатлевшие самые характерные танцевальные движения и позы в их изяществе и гармонии, положили начало классической традиции в студийной балетной фотографии.

    Продолжателями классической традиции в 1940-х - 1960-х годах стали М. Гершман и М. Палей, работавшие в фотокабинете Театра оперы и балета имени Кирова и создавшие великолепные характерные фотографии солистов романтического отечественного балета. Ограниченные студийными условиями фотографы в своей работе стремились к почти невозможному- передать на снимках не только движения, но и чувства и эмоции актеров на сцене. Блестяще выполненные студийные этюды представляют солистов кировского балета Н. А. Петрову, А. А. Макарова, Т. М. Вечеслову, Н. М. Дудинскую, К. М. Сергеева, Н. В. Тимофееву.

    В начале ХХ века классический балет служит базисом для развития современного танца- балета в стиле модерн. Кардинально изменившийся облик танцоров и появление новых элементов, вводимых балетмейстерами, захватывает фотографов. В экспозиции представлены редкие фотографии танцовщиц Айседоры Дункан и Марии Понна, танцора Александра Каверзнева, балерины Марии Семеновой. Выполненные разными авторами снимки объединены желанием максимально выразительно передать движения танцоров.
    Настоящим украшением выставки стали авторские циклы фотографий Владимира Зензинова о театре балета Леонида Якобсона «Хореографические миниатюры» (1973?1975) и Рафаэля Мангутова о театре балета Бориса Эйфмана (1980-е). Оба автора глубоко погружены в среду, о которой рассказывают их фотографии, и склонны к интерпретации. В театре Якобсона Владимир Зензинов совмещает деятельность солиста балета с должностью фотографа. Его взгляд точно подмечает детали повседневной жизни театра, схватывает характерные актерские черты. Иной подход демонстрирует Рафаэль Мангутов. Стремление глубоко погрузиться в мир балета приводит автора снимков на репетиции и спектакли. Его работы демонстрируют и мастерство профессионала, и поиск художника, осознающего разрыв между тем, что происходит в действительности, и тем, что будут рассказывать его фотографии.

    Дополняют экспозиционный ряд серия Александра Китаева «Звезды балета», посвященная примадоннам Мариинского театра, и избранные работы Валентина Самарина.

    Выставка открыта для посетителей с 8 марта по 7 апреля.

29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2