• Железная дверь в обычном доходном доме на улице Егорова, 28. Надо позвонить по домофону в квартиру 32 и назвать «пароль» - что-нибудь типа «иду на выставку». Подняться пешком на старый пятый этаж. Лифта нет, все предупреждены об этом объявлением в соцсетях. Так же как о графике работы выставки, необходимости принести бахилы или сменную обувь. Добравшись до последнего этажа, видишь открытую дверь. Это и есть коммунальная галерея «Егорка», названная в честь улицы, на которой она расположена.

    На самом деле это коммунальная квартира, где живут художницы Анна Терешкина и Анастасия Макаренко, а также их сосед, который, судя по всему, наведывается редко. Возможно, поэтому в коммуналке идеальный порядок. «Егорка» существует почти три года. Там, в комнатах художниц и коридоре, состоялось два десятка выставок. Картины и рисунки развешиваются рядом с книжными полками с «Капиталом» Маркса, новеллами Гофмана и курсом лекций по гендерной социологии. Терешкина и Макаренко говорят, что сейчас им интересно показывать неизвестных в столицах авторов. Поэтому в апреле состоялась выставка «Почему живопись» Варвары Симоновой (Новосибирск - Петербург) и Карины Садреевой-Нуриевой (Омск - Москва). Выстроенные метафорические натюрморты Варвары - например «Женский ответ Гелию Коржеву» с туфельками и резиновыми сапогами - гармонировали с нежными рисунками Карины «Когда я был луковицей», напомнившими сказку Джанни Родари про Чиполлино.

    Елизавета Матвеева, куратор и арт-критик, говорит, что в Петербурге феномен «квартирников» возродился в 2014 году во время проведения Манифесты10. Тогда в коммуналке на улице Марата работала «Грязная галерея», показавшая программу от музыкальных перформансов до выставки художников-«стерлиговцев». Если говорить об отличиях современных «квартирников» от их предшественников, то Матвеева называет общедоступность - информация распространяется в соцсетях; приспособление пространства для показа, «Егорка» тому пример; непредсказуемость - владельцы «квартирника» могут пригласить художников, с которыми недавно познакомились совершенно случайно в тех же соцсетях. Возможно, «Егоркой» и ограничиваются «квартирники» в их общепринятом понимании как выставка в жилье.

    Но существуют другие варианты, которые являются альтернативой привычной системе выставочных центров и галерей.

    Подвал на Большой Зелениной улице, 21, с умным названием Kunsthalle Nummer Sieben, или «Кунстхалле № 7», курируется арт-группой «Север 7» и ориентирован на некоммерческие проекты. В апреле там состоялась необычная выставка «Если твой утюг сломался». Несколько лет дюжина социологов из Петербурга и Финляндии исследовали феномен соседства. Начиная от приграничных районов двух стран до общения жителей одного дома в петербургских «спальных» районах.

    По итогам работы они решили сделать не только серьезные научные публикации, но и (с помощью «северян») выставку. С трогательным видео о финнах, приезжавших посмотреть на места, где жили их предки; ироничным караоке, созданном на основе переписки в соцсетях жителей Кудрова, и общения соседей в «Северной долине» с целью выяснить, почему ребенок плачет по ночам в одно и то же время, поднимая весь дом; остроумное видео про добровольную и справедливую «коммуну», где уборкой жилища в конечном итоге занимаются только женщины.

    Этот проект трудно представить в муниципальном выставочном зале, невозможно - в коммерческой галерее. У него сравнительно небольшая аудитория, но она существует. Кроме того, «Утюг» может дать новые идеи как для художников, так и для ученых.

    Впрочем, искусствовед Глеб Ершов, говоря о будущем современных «квартирников», настроен сдержанно. Нынешние художники слишком прагматичны, чтобы ориентироваться «на подвал». Для них это не более чем эпизод.

    Третьим адресом оказалась 3-я Советская улица, 2. Там расположено пространство FFTN, название происходит от английского fifteen - 15. Именно столько человек (по максимуму) поместятся на четырех квадратных метрах «скворечника», когда-то служившего мастерской для художника.

    Тот, кто желает там выставиться, связывается через соцсети с владельцами пространства. Если они найдут общий язык, то экспонент получает ключ (публика вне вернисажа попадет туда по тому же алгоритму). В апреле в FFTN Иван Крючкович показал свой проект «Жизнь, смерть, мусор». Все пространство было забито обертками и другим «сухим мусором». Ноги несуразных кукол не поместились и торчали из открытого окна. На стенах красовались рэперские тексты о том, что мы бежим все быстрее и нам некогда размышлять. В итоге производим мусор. Выставка завершилась мастер-классом по его раздельному сбору. Тоже полезное дело.

29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1