• 237 лет назад, 18 августа 1782 года, в Санкт-Петербурге на Сенатской площади был открыт памятник Петру I. Продолжительная и достаточно драматичная история создания монумента представлена на портале Президентской библиотеки редкими источниками.

    Воплотить этот замысел в жизнь удалось лишь в период правления Екатерины Великой. Местом установки монумента была выбрана территория между основанным императором Адмиралтейством и зданием Сената – главного законодательного органа царской России. Оставалось только «приискать художника, способного достойно исполнить великую задачу».

    Было решено привезти из Франции Этьена Мориса Фальконе – именно к этому мастеру советовали обратиться профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, к мнению которых Екатерина II прислушивалась. Фальконе уже исполнилось пятьдесят, но значительных произведений на его счету не было, если не считать успеха двух работ, выставленных в Парижском салоне 1757 года, – мраморных статуй «Купальщица» и «Грозящий Амур». Но то были камерные произведения, а тут предполагался совсем другой масштаб – державный. Согласно контракту скульптор, прибывший в Петербург в 1766 году вместе со своей ученицей Мари-Анн Колло, должен был завершить работу над монументом через восемь лет.

    Видение скульптором памятника существенно расходилось с видением императрицы и её приближённых. Екатерина II потребовала, чтобы скульптор изобразил Петра I в образе римского императора, восседающего на коне со скипетром в руке; Дидро видел памятник в виде фонтана, окружённого аллегорическими фигурами. Советовали мастеру также изобразить Петра во весь рост с полководческим жезлом в руке, окружить его аллегорическими фигурами. Императрица настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Фальконе же поступил по-своему, установив Медного всадника ближе к Неве.

    Только над созданием модели монумента в натуральную величину Фальконе работал целых три года, воплощая свой личный, чётко сформированный образ будущего памятника. В 1769 году прохожие могли наблюдать в одном из уголков Петербурга, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по нескольку часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скульптор избрал для памятника русскую орловскую породу.

    Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову Медного всадника. Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который был принят императрицей.

    Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. По расчётам скульптора для того, чтобы статуя была устойчивой, для сохранения её равновесия передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими – не более сантиметра. От такой работы отказывались даже зрелые литейщики, они называли Фальконе сумасшедшим и говорили, что в мире не существует такого способа отливки. Нашёлся, однако, исполнитель – пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём.

    Тем временем решалась не менее сложная проблема поиска постамента для скульптуры. Гигантский гранитный валун весом 1,6 тонны – «Гром-камень» – был привезён в Петербург (транспортировка его по суше до берега Финского залива и на барже до места установки заняла около девяти месяцев) и обработан русскими мастерами, чтобы стать подножием памятника Петру Великому.

    К моменту установки монумента отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились, ведь Екатерина так и не дождалась от мастера большей сговорчивости, а тот счёл её недостаточно эстетически продвинутой.

    18 августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника Петру Великому. Сохранилось множество описаний этого зрелищного торжества очевидцами.

    Однако автора конной статуи среди восторженной публики не было: его не пригласили на торжество открытия. Фальконе к этому времени уже отбыл в Париж…

28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1