• В этот день, 18 августа 1782 года (7 августа по старому стилю) на Сенатской площади в Санкт-Петербурге состоялось открытие памятника Петру I работы скульптора Этьена Мориса Фальконе.

    Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

    Медный всадник относится к уникальным произведениям мировой монументальной скульптуры.

    Екатерина II после восшествия на престол, «сочувствуя предначертаниям своего гениального предшественника, решилась воздвигнуть ему памятник, который вполне должен был выразить чрезвычайную предприимчивость и смелость Великого Царя, давшего огромному государству Российскому организацию и просвещение».

    По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лето 1782» (с другой стороны памятника надпись приведена на латыни).

    Вместе с Фальконе в Петербург из Парижа приехали его помощники — «резчик Фонтен и девица Колло, молодая, но очень способная ученица».

    Создание памятника Петру I продолжалось с 1764 по 1782 годы.

    Ученица Фальконе Мари Анн Колло оказала большую помощь в создании скульптуры. Для работы в распоряжении Фальконе была маска Петра, изготовленная Растрелли еще при жизни императора. Бюст Петра, выполненный Колло, оказался точным по портретному сходству. За успешно выполненную работу Колло получила в 1767 году звание академика.

    Победителем конкурса на проектирование места памятника стал Юрий Матвеевич Фельтен, который в 1770 году представил в Академию художеств «архитектурный прожект месту для статуи конной «архитектурный прожект месту для статуи конной Петра Великого».


    Фальконе видел будущий памятник таким: «Петр I скачет на мощном коне на громадную скалу, и, достигнув вершины ея, сдерживает лошадь. Группа должна была быть колоссальна, скала, на которую взлетает, не обработана и дика... необходимо было, чтобы скала, на которую взлетает герой, была необыкновенной величины, только тогда мысль его могла произвести желаемое впечатление».

    В середине 1769 года у Фальконе появилась мысль изобразить в ногах коня извивающуюся змею. Это помогло решить проблему конструктивной устойчивости всей скульптуры, и в то же время по замыслу змея аллегорически изображает зависть и зло – враждебные силы, с которыми боролся Петр I.

    Было дано объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях» о поиске подходящего камня для пьедестала к монументу Петра Великого и о вознаграждении за него. Семен Вишняков, профессиональный плотник, добытчик камня и каменотес, рассказал о Гром-камне, находившемся рядом с деревней Лахта.

    Гром-камень был доставлен к Сенатской площади в 1770 году при огромном стечении народа и был сгружен на пристань.

    Во время Великой Отечественной войны монумент заложили мешками с песком, поверх которых соорудили деревянный футляр. Памятник без повреждений выстоял во время блокады.

    В феврале 2022 года была завершена реставрация монумента, которая была проведена в рамках программы Комитета по культуре к 350-летию Петра I.

    Текст: КГИОП
    Фото: https://www.spbmuzei.ru/mednyj-vsadnik-v-sankt-peterburge
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6