• В театре «Санкт-Петербург-опера» состоялась премьера оперы Жоржа Бизе «Иван IV». О деталях работы Бизе над партитурой сведений практически нет, так как его письма за этот период утрачены. Известно только, что он предлагал оперу двум французским театрам, получил отказ и в отчаянии то ли порвал, то ли сжег партитуру. Но ноты были найдены и переданы в Национальную библиотеку Франции.  Партитура была неполна (отсутствовал пятый акт), но вскоре начались попытки частичного или полного ее исполнения. В 1943 году в Париже, в 1951‑м в Большом театре Бордо, в 1970‑е годы на BBC, на фестивале в Монпелье (в версии дирижера Говарда Уильямса) и, наконец, в 2002 году в Театре Елисейских Полей в Париже состоялось концертное исполнение оперы и ее запись при участии выдающихся исполнителей.

    «Санкт-Петербург-опера» славится постановками раритетов, поэтому не удивительно, что театр поставил это произведение. Либретто оперы представляет эпизод женитьбы Ивана IV на черкесской княжне, в крещении Марии Темрюковне. Постановка воссоздает правдивую атмосферу и Кавказа, и Кремля. Опера открывается небольшим вступлением, рисующим чистую природу Кавказа, воздух, ручейки, к которым спускаются черкешенки и среди них Мария. Именно здесь произойдет ее встреча с таинственным охотником, царем Иваном.Бизе прежде всего интересуют характеры: противоречивый — Ивана Грозного, гордый и страстный — Марии, благородный — князя Темрюка и его сына Игоря,  злодейский и коварный — боярина Юрлова. И это тоже вкупе с мелодичной яркой музыкой привлекло постановщиков. То, что Иван Грозный предстает не зловещим крючконосым старцем, но романтическим героем, способным на большие чувства, а следовательно — человечным, ново для оперной сцены.

     Публика приняла премьеру с восторгом и овациями.

    Текст: Санкт-Петербургские ведомости
    Фото: Марат ШАХМАМЕТЬЕВ
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1